Нас признают лидером российского рынка дизайн-мышления: основатель Lumiknows Екатерина Храмкова стала российским куратором курса «Дизайн-мышление для инноваций в бизнесе» от самого известного в мире проекта в сфере дистанционного образования Coursera. Проект Coursera Learning Hub состоялся на базе Digital October в Москве.

Накопленный опыт работы в более, чем пятнадцати индустриях как для российских, так и мировых лидеров позволил нам разработать уникальные для России образовательные программы.

Делимся своим опытом внедрения дизайн-мышления в различные организации, включая Билайн, Интел, Промсвязьбанк, Сбербанк. Презентацию можно скачать и показывать руководству и топ-менеджменту. Хорошая основа для начала диалога. Подтверждено практикой:  "Почему дизайн-мышление дается компаниям нелегко".

Можно ли посчитать дизайн-мышление в "цифрах"? "The Value of Design Thinking for Businesses".

Дизайн-мышление (Design Thinking) – комплекс мировоззренческих и методологических установок, активное оформление которых началось более десяти лет назад как реакция на возникновение нового экономического устройства с неизбежной переоценкой ценностей старой экономики. 

Одним из ключевых мировоззренческих принципов дизайн-мышления является эмпатия – умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания, стоящие перед ними задачи. Именно этого требует от современного бизнеса произошедшая в последнем десятилетии кардинальная трансформация культуры потребления. Другой «конек» дизайн-мышления – это междисциплинарность его платформы, позволяющей вовлекать в диалог специалистов из самых разных областей: науки и технологии, дизайна и инжиниринга, искусства и гуманитарных областей – психологов, антропологов, культурологов. 

С методологической точки зрения подходы дизайн-мышления относятся к эвристическим приемам решения проблем в условиях неопределенности – так называемых нестандартных задач, которым обычно противопоставляются задачи, не связанные с творческим поиском. Таким образом, дизайн-мышление не является принципиально новым с точки зрения оптимизации процедур по поиску ответов на сложные многоуровневые проблемы. Уже древнегреческая философия сформулировала основной вопрос, на который пытается отвечать дизайн-мышление и сегодня: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?». Однако ценность подходов дизайн-мышления для современного бизнеса заключается в том, что именно дизайнерские методики заточены на работу с так называемым «неявным знанием» (tacit knowledge) потребителя, которое он сам не в состоянии осознать и вербализировать. С этой целью и проводятся дизайн-исследования (Design Research), позволяющие выявить, интерпретировать и визуализировать информацию в форме, доступной для дальнейшей коммуникации, всем заинтересованным сторонам. Таким образом, с процедурной точки зрения именно дизайн-исследования лежат в основе практики дизайн-мышления, а потому неверно рассматривать одно в отрыве от другого. 

Изначально методологический инструментарий дизайн-мышления оттачивался на решении комплексных задач проектирования и разработки нового продукта. Однако особенно актуальными стали подходы дизайн-мышления, когда появилась необходимость серийного производства инноваций. При этом, по мере того, как изменялось понятие «инновации», наращивал свой потенциал и аппарат дизайн-мышления. Уже в 2006 году в рамках всемирного экономического форума в Давосе дизайнеры компании IDEO провели ряд мастер-классов, посвященных тому, как создавать инновационную бизнес-культуру в организациях. Сегодня философию и подходы дизайн-мышления активно используют в инновационном предпринимательстве – для создания новых бизнесов, а также для генерации бизнес-моделей. Явственной становится тенденция применения аппарата дизайн-мышления для формирования желательных сценариев развития будущего, ведь деятельность любой организации все в большей степени будет определяться целостным видением того общества, построению которого она служит. Футуродизайн – сознательное проектирование будущего – видится мне как развитие парадигмы дизайн-мышления на качественно новом уровне, которого требуют мир и человеческое общество. 

Дизайн-мышление часто называют разновидностью out-of-the-box thinking – нестандартного мышления, заставляющего ум выйти за пределы известного. По словам декана одной из ведущих западных бизнес-школ Rotman School of Management в Канаде Роджера Мартина (Rodger Martin), «стиль мышления, принятый в традиционной организации, по большей части, индуктивно-дедуктивный. В дизайнерской компании к этой паре добавляют абдуктивное видение, которое предполагает, что нечто может быть и это нечто можно исследовать. Дизайнеры не всегда исходят из того, что нечто есть или должно быть, но то, что нечто может быть является для них отправным моментом рассуждения». Таким образом, с философской точки зрения ценность дизайн-мышления и его все более значительное влияние на бизнес, на мой взгляд, заключается в вероятностной модели мира, формированию которого оно активно способствует. «Инновации – это о том, чтобы видеть мир не таким, как он есть, а таким, каким он мог бы быть» (Роджер Мартин). 

Апологетами дизайн-мышления является компания IDEO, специализирующаяся на консалтинге в области дизайна, которая с целью демонстрации возможностей данного подхода стала инициаторами создания в Стэнфордском университете так называемой d.school (по аналогии с business school). Продолжение идеи и инструменты, развиваемые в Стэнфорде, получили в Потсдаме, в HPI School of Design Thinking. В основе стэнфордского процесса дизайн-мышления, который неоднократно пересматривался, на сегодняшний день лежат пять этапов: «Понимание», «Фокус», «Идеи», «Прототип», «Тест». Многие авторы отмечают, что процесс дизайн-мышления – это итерационная смена дивергентного и конвергентного подходов, анализа и синтеза. Наиболее популярной иллюстрацией дизайн-мышления является диаграмма, состоящая из трех внутренне противоречивых сфер, которые гармонизируются посредством дизайн-мышления: «востребованность со стороны потребителя», «жизнеспособность и успешность с точки зрения решения бизнес-задач», «реализуемость с учетом имеющихся технологий и производства». 

На Западе сегодня дизайн-мышление достигло пика своего признания. Достаточно сказать, что Babson College, один из мировых образовательных лидеров в области предпринимательства, включил Design Thinking в свои учебные программы. 

Однако существует и достаточно много противников дизайн-мышления – как среди специалистов, серьезно занимающихся вопросами решения изобретательских задач, в частности, ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), так и в консалтинговой среде. Последние называют «дизайн-мышление» - очередным маркетинговым трюком. Истина, как всегда лежит посередине. Неприятие во-многом связано с тем, что методики и подходы, которые дизайн-мышление упаковало и объединило под своими знаменами, существовали и применялись в различных областях многими и давно. 

В европейской традиции понятие «дизайн-мышление» часто заменяется формулировкой «ориентированный на человека дизайн» (Human-Centered Design). Часть экспертов считает, что разница в формулировках связана с нежеланием европейских школ и дизайнерских агентств выступать в роли клонов подхода, получившего на ранних этапах наибольшую известность именно в США. Так, например, в нашумевшей в 2010 году книге Роберто Верганти (Roberto Verganti), Design Driven Innovation: Changing the Rules of Competition by Radically Innovating What Things Mean, по сути выражающего основные принципы дизайн-мышления, сам термин не употребляется ни разу. На мой взгляд, разница в формулировках лежит еще глубже – нельзя не учитывать различие подходов самих философских и культурных традиций Европы и Соединенных Штатов, имеющих долгую историю противостояния. 

Дизайн-агентство инноваций Lumiknows создает experience. Это означает, что мы создаем не просто продукты, услуги, бренды – мы создаем человеческий опыт, наполняем его эмоциями и ощущениями, придаем ему смысл.

Experience’ вмещает в себя то, как человек переживает каждый день и миг своей жизни, какую роль отводит в ней вашему бренду, в каких ситуациях использует произведенный вами продукт, какие эмоции ощущает, когда заходит в ваш магазин. Именно experience - понятие, которое довольно трудно перевести на русский язык - становится все более важным в жизни любого бренда, любой компании-производителя, подозревают они о том или нет. Из области осязаемой, материальной культура мировой экономики постепенно движется в сферу того, что нельзя пощупать и взвесить: трудноизмеримая «легкость пользования», эфемерный «опыт потребителя», невесомая «эмоциональная привязанность к бренду», - вот что, в конце концов, пытаются создавать сегодня компании-лидеры.

Однако для того, чтобы создать достойный product, brand, retail experience, традиционного набора компетенций промышленного дизайнера уже не достаточно. Требуется знание методик работы с потребителем, использование компетенций в области бренд-стратегий, знание законов маркетинга и бизнеса, когнитивной психологии и, конечно же, обладание особым складом ума, который позволяет собирать воедино крайне разрозненую и противоречивую информацию в продукт, завоевывающий ума и сердца потребителя.
 
Особняком стоят навыки проведения т.н. “этнографических“, или дизайн-исследований (design research), которые становятся сегодня все более неотъемлемой составляющей всех стратегически важных этапов создания нового продукта. Мы собрали команду профессионалов, заточенных как на выполнение самых разных дизайн-исследований, так и на реализацию основных положений исследований в виде инновационных продуктов для медицины, электротехники, электроники, транспорта, а также банковской, телекоммуникационной сфер и ритейла.
 
В основе философии Lumiknows лежат два принципа, без учета которых создать успешный продукт сегодня практически невозможно:
 
(1) видеть за «потребителем» человека во всей его целостности и неоднозначности, не ограничиваясь исключительно «актом потребления», и (2) анализ процессов общения человека с продуктом, услугой, брендом в контексте их совершения. На первый взгляд простые, для своей реализации эти принципы требуют междисциплинарной подготовки и системности, синтетичности мышления, тонкого умения наблюдать и способности творчески, нестандартно подходить к привычным вещам, а также такого чисто человеческого качества, как эмпатия – искусство поставить себя на место другого и попытаться понять жизнь чужого человека – потребителя - как свою собственную.

Именно с этими аспектами и связывают сегодня так называемое «дизайн-мышление» (design thinking), которое, в свою очередь, позволяет создавать нам не просто внешнюю, видимую оболочку продукта, бренда, услуги, но и наполнять его значимыми для пользователя характеристиками – тем самым product, brand, service experience.

 

ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ (DESIGN THINKING)
ОСНОВАТЕЛЬ LUMIKNOWS